«Самый богатый человек планеты»

Заявляет гражданин Израиля и России
Владимир Олейников

 
EN | РУС

Авторазборка на $100 млрд.

«За рулём Дальний Восток» № 19(51) октябрь 2003 Такой необычной долгоиграющей ситуацией, которая тянется в Хабаровске вот уже шесть лет, вряд ли может похвастаться другой регион страны. Да и в мире, наверное, подобных казусов случалось немного.

ГАЗовская расписка

Начнём с того, что в мае 1997 года к некоему предпринимателю, главе частной фирмы «Лорд» и владельцу авторынка Владимиру Олейникову обратился сотрудник дальневосточного торгового представительства КНДР с просьбой одолжить ему денег. Совсем немного и ненадолго — $1500. Мол, нужно приобрести для торгпредства недорогую машину ГАЗ-24, которую дипломаты уже присмотрели. Владимир Борисович одолжил. В обмен взял расписку, где на консульском бланке чёрным по белому было написано, что торговое представительство обязуется вернуть деньги в такой-то срок. Если же не вернёт вовремя, то пеня составит 1 процент в день. Причём начисляться она будет в своеобразной «международной банковской прогрессии»: процент на процент. И поставили должники на этом бланке ещё и консульскую печать государства — то бишь КНДР. Всё было оформлено с социалистической точностью, разве что товарищ Ким Ир Сен не расписался.

Зовём астрономов?

В положенное время доллары Олейникову не отдали. Пеня начала капать. Первые несколько недель сумма долга с процентами была вроде как не очень велика. Но потом с каждым месяцем размер задолженности торгпредства КНДР перед хабаровским предпринимателем стал астрономически расти.

Владимир Борисович нанял адвоката, составил таблицу, куда ежедневно заносил необходимые расчёты. Параллельно предприниматель, тщетно помыкавшись по дипломатическим инстанциям, начал судебную тяжбу. Но поскольку ни один хабаровский суд такого необычного дела к рассмотрению взять не рискнул, ссылаясь на то, что это уровень межгосударственный, Олейникову ничего не оставалось делать как отправить все в Международный Суд по правам человека в Страсбурге.

И час пробил

Забыли упомянуть, что помимо этого Владимир Борисович являлся собственником небольшого и недостроенного автомобильного рынка в Северном микрорайоне Хабаровска, приобретённого им по случаю и приличное время назад. Олейников мечтал, что, когда будет закончено строительство Амурского моста и федеральной автотрассы Чита — Находка, его базарчик окажется как раз на весьма оживлённом трансроссийском въезде-выезде. И тогда можно будет считать, что жизнь удалась.

А пока наш бизнесмен ездил на полубитом Nissan Bluebird года выпуска эдак 80-го, устроил на своей территории так называемую авторазборку, где накапливался металлолом. И ждал своего часа. Потому как больших денег на обустройство авторынка у него не было.

Час этот пробил. И значительно раньше, чем было завершено строительство первой очереди Амурского моста и уж тем более трассы Чита — Находка. Тот самый «северокорейский» час.

Забери «Волгу» и отстань

Эх, лучше бы северокорейцы отдали эти деньги сразу. Когда они прочли записку из российского МИДа о том, что их кредитор требует с них… $25 млн., то решили, что всё это можно обратить в шутку, дескать, бегает тут какой-то ненормальный «Олейник» и требует дань за двенадцать лет. Но для начала должники всё же попытались всучить кредитору свою «Волгу», которая, видимо и стоила тысячи полторы баксов. Олейников, естественно, отказался.

Затем северокорейцы-должники и вовсе исчезли из Хабаровска. А наш предприниматель остался один на один с Фемидой и местными властями. С ним попросту расторгли договор аренды территории рынка и стали выживать из города. То какие-то крутые личности на него наедут, то чиновники попросят вернуть ту расписку, то сарай возле дома подпалят или соседний гараж взорвут, то кавказскую овчарку его придушат.

$200 млн. суточных

И Владимир Борисович от переполнившего его негодования (сумма долга к тому времени достигла, не поверите, $1 млрд.) вдруг и сам решил податься на международную арену. Он отправился в Израиль, где создал некий благотворительный фонд (под несуществующие деньги), и с помощью адвокатов добился расследования своей проблемы в Страсбурге. Да-да, из Международного Суда ему прислали документ, в котором уверяли, что его дело серьёзное и будет рассмотрено в ближайшее время. Олейников вновь вернулся в Хабаровск.

Воодушевлённый, он подал на муниципалитет судебный иск, в котором требовал возвращения своего авторынка или возмещения затрат в размере 60 млн. рублей, которые он якобы потратил на обустройство территории. Справедливости ради заметим, что предприниматель имел на это право, поскольку договор с ним был расторгнут в одностороннем порядке и никто его об этом заранее не уведомил. Местные суды, как это часто бывает, встали на сторону властей. А Олейников пошёл дальше, в Верховный Суд РФ, написал жалобу Владимиру Путину. Его дело переадресовали в Дальневосточный арбитражный суд. А северокорейский долг тем временем рос и рос, почти по $200 млн. в сутки.

Бомба для «миллиардера»

А совсем недавно, когда Олейников приехал в суд на очередное заседание по своему «авторыночному» делу, произошло следующее. Владимир Борисович оставил свой потрёпанный Land Cruiser возле здания суда и отправился на процесс. Когда он вышел, к нему подошла женщина и сказала, что возле его машины тёрлись какие-то люди и даже открывали джип. Олейников посмотрел в багажник и увидел коробку с проводами.

Чуть позже техники-взрывники, прибывшие к месту происшествия, признали, что бомба, а точнее противопехотная мина с детонатором и радиоприбором была настоящая, правда собранная как-то «по-лоховски». Но если бы рвануло, мало бы не показалось.

Сейчас Владимир Борисович вновь отправился в Израиль, где получил еврейское гражданство. Оттуда он намерен продолжать судиться с хабаровскими властями за свой авторынок и с КНДР — за её долг. На сегодняшний день он составляет более $100 млрд. Что и говорить хорошую машинку купил себе шесть лет назад северокорейский торгпред. Сегодня, наверное, вся его страна столько не стоит.

«За рулём Дальний Восток» № 19(51) октябрь 2003

Hosted by uCoz